Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Ланской Андрей (Андре) Михайлович (1902-1976) «Портрет женщины с муфтой». Середина 1920-х – 1937 год. Холст, масло. Размер: 81х65 см.
Артикул: 19-107-1. Цена: 525 000 рублей
Произведение искусства находится в частной коллекции. Стоимость и время просмотра, просим уточнять по телефону.
Имеется экспертное заключение центра художественной экспертизы имени И.Е. Репина.
Слева в верхнем углу холста имеется авторская подпись: «Lanskoy», - по способу нанесения и характеру начертания не вызывающая сомнений в подлинности и принадлежащей кисти одного из ярких представителей русского зарубежья, художника Андрея (Андре, Андрэ) Михайловича Ланского (1902-1976)
Произведение А.М. Ланского «Портрет женщины с муфтой» характерно для раннего, фигуративного, периода творчества мастера, середины 1920-х — 1937 годов. (Произведения раннего периода достаточно сложно разграничить по времени. Тем не менее, опираясь на известные датированные работы художника, наиболее предпочтительная датировка данной композиции — вторая половина 1920-х — начало 1930-х годов). В 1921 году А.М. Ланской после эмигрантских скитаний окончательно поселился в Париже и с 1923 года начал активную художественную деятельность. Фигуративные произведения этого времени — интерьеры, натюрморты, пейзажи - отличаются условно-декоративным подходом и выразительным фактурным решением, характеризующимся многослойной живописью и плотным мазком. «...Русское начало», которое несомненно отличает полотна Ланского от других произведений второй «Парижской школы», проявлялось, прежде всего, в колорите, декоративности, красочности и было присуще уже его картинам примитивистского периода 1920-х — 1930-х годов. Критик Жан Гренье (Леап Стетщег) справедливо заметил: «На самом деле Ланской никогда не покидал свою страну. Мотивы и исполнение первых его холстов, изображавших интерьеры и семейные портреты, — типично славянские». В портретах, пейзажах, натюрмортах Ланского ..., как и в абстрактный период начиная с 1940-х годов, очевидна подчиненность всех элементов композиции какой-либо цветовой доминанте. Цвет здесь еще не достиг экспрессивной выразительности, свойственной более поздним полотнам художника, но уже в этих произведениях Ланского главное — «сила и гармония красок»[1].
Пластические поиски А.М. Ланского находились в русле общего развития европейской живописи 1920 — 1930-х годов, отходившей от стилистики постимпрессионизма. В то же время общение с другими русскими художниками-эмигрантами, в первую очередь, с В.С. Бартом, И.А. Пуни, А. Минчиным, М.Ф. Ларионовым (вместе с В.С. Бартом и И.А. Пуни А.М. Ланской участвует в выставках 1924 и 1925 годов в галереях T. Carmine и M. Henry. В.С. Барт, выставляясь с А. Минчиным, дружа с М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, живя с ними в Париже в одном доме, скорее всего, познакомил А.М. Ланского с этими художниками), не могло не повлиять на формирование творческого почерка молодого автора. С произведениями вышеуказанных художников ранние работы Ланского сближают общий декоративно-примитивистский подход, интерес к контуру, живописно-пластической выразительности и цветовой составляющей.
Позднее, в 1936-1937 годах, Ланской, не без влияния Василия Кандинского и Пауля Клее, отходит от предметного искусства и в дальнейшем будет заниматься абстрактной живописью, став одним из ярчайших представителей лирического абстракционизма в послевоенной Европе.
Картина Ланского А.М. «Портрет женщины с муфтой» имеет несомненное коллекционное значение.
1. Источник: Маркаде В. и Ж.-К. Русская живопись в Париже после 1917 года // Пинакотека, №13-14, 2002. С. 224-229.
ЛАНСКОЙ Андрей Михайлович (31 марта 1902 г., Москва - 24 августа 1976 г., Париж)
Ланской Андрей Михайлович - живописец, график, один из основоположников лирического абстракционизма.
Учился в Пажеском корпусе и частном лицее в Петербурге. В 1918 году переехал с родителями в Киев, где получил первые уроки живописи в студии А.А. Экстер.
В 1919 году воевал добровольцем в Белой армии и с ее частями был эвакуирован в Константинополь, затем присоединился к родителям в Берлине. В 1921 году попал в Париж. Посещал академию Гранд Шомьер. Познакомился с В.С. Бартом и С.Ю. Судейкиным, сценографию которого знал и любил еще по Петрограду. Недолго занимался в мастерской Сергея Судейкина.
В 1923 году впервые показал работы на выставках группы молодых русских художников в галерее La Licorne. В 1924 году дебютировал в Осеннем салоне, был отмечен художественным критиком Вильгельмом Удэ и при его содействии заключил контракт с галереей Н. Bing. В 1925 году провел в галерее первую персональную выставку — портреты, пейзажи и натюрморты в яркой цветовой гамме. Персональные выставки прошли в парижских галереях Quatre Chemins (1929 г.) и Castelucho-Diana (1936 г.). Участвовал в парижских салонах: Осеннем, Тюильри, Майском, «Новых реальностей», выставке «Новое поколение» (гал. Jean Bon Jean, 1932 г.), выставке русской живописи в Праге (1935 г.) и в русской галерее Р. Loujetzky (1938 г.). Состоял членом секции художников при Союзе деятелей русского искусства во Франции (1933 г.), дружил с А. Архипенко. С 1925 года его работы покупали известные коллекционеры: Л. Зборовский, В. Удэ, Р. Дютильель, Ф. Фенеон.
С 1937 под влиянием В.В. Кандинского и П. Клее начал отходить от предметного искусства. В 1942 году показал первые абстрактные картины на персональной выставке в парижской галерее Berri-Raspail, в 1944 году — в галерее J. Вuсhег. Заключил долгосрочный контракт (1944—1960 гг.) с галереей L. Carré. Познакомился с Н.В. де Сталем, который стал его другом. В 1946 году был в числе инициаторов возрождения Салона новых реальностей. В последующие годы исполнял абстрактные гуаши, коллажи, разрабатывал картоны для настенных ковров (в том числе рисунок ковра для теплохода «Франция»). Создал иллюстрации к книгам: «Кортеж» (1959 г., коллажи) и «Дедал» (1960 г., офорты) П. Лекуира, «Книга Бытия» (1966 г., ручная раскраска), «Дневник сумасшедшего» Н.В. Гоголя (1958—1968 гг., коллажи).
В 1945 году участвовал в выставке-продаже в пользу бывших советских военнопленных и депортированных, организованной Союзом русских патриотов. Жертвовал деньги в пользу Комитета по сбору средств на ремонт собора св. Александра Невского в Париже (1955 г.) и в пользу Комитета Коровина (1958 г.). Входил в Особый исполнительный комитет по изданию «Золотой книги русской эмиграции» (1967г.).
Персональные выставки прошли в парижских галереях L. Carré (1948, 1952 и 1957 гг.), J. Dubourg (1951 г.), R. Cazenave (1959 г.), J. Charpentier (1960 г.), Кrigel (1963 г.), dе Fгаnсе (1975 г.), а также в Брюсселе (1948 г.), Лондоне (1953 г., галерея А. Тооth), Женеве (1959, 1961 гг.), Нью-Йорке (1957 г., галерея Fane Art Associates; 1959 и 1960 гг., галерея А. Lоеb; 1965 г., галерея Кnоеdlег), Мюнхене (1961 г.), Каннах (1967 г.), Равене (1973 г.).
В 1974 году с помощью ученицы Е. Зубченко создал две монументальные мозаики для университета в г. Ренн и для военного лагеря Канжюер в Варе. Участвовал в выставках: «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960 г.) и Париже (Дом французской мысли, 1961 г.), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974 г.), «Снова русские» в парижской галерее Francoise Tournié (1975 г.), в Осеннем салоне (1967, 1969, 1970, 1975 гг.), салоне Тюильри, Салоне новых реальностей, в выставках «Знаменитости и молодые наших дней» (1962—1969 гг.), групповых выставках современного французского искусства.
Мемориальные ретроспективы состоялись в Париже в 1981 году (галерея Geoge Lavrov) и 1990 году (галерея L. Carré). В 1989 году большая ретроспективная выставка прошла в Нью-Йорке. В 2006 году, в связи с 30-летием со дня смерти художника, его выставки состоялись в ГРМ и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Представлен в музеях современного искусства Парижа, Антверпена, Мангейма, Филадельфии, Толедо, Рио-де-Жанейро и многих частных собраниях.