Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Шевченко А.В. «Пастушка»

Шевченко Александр Васильевич (1883-1948) «Пастушка». Конец 1930-х – начало 1940-х годов. Картон, масло. Размер: 24,5х34,2 см.

Артикул: 17-237-2. Цена: 455 000 рублей

Имеется экспертное заключение центра художественной экспертизы имени И.Е. Репина.

На обороте бумажные наклейки с указанием автора, названия, размеров, технике исполнения и даты создания работы: 60 А.В. Шевченко 1883-19491 // Пастушка. Конец 1930-х годов. К., м. // 24,5х34; 26 Шевченко А.В. // Пастушка 24,5х34, к./м.

Данная композиция характерна для творчества Шевченко Александра Васильевич второй половины 1930 — 40-х годов. В это время мастер переходит от монументально-условных произведений предыдущего периода к более камерным лирическим произведениям, выполненным с натуры. Поиск нового пластического языка сменяется интересом к вопросам освещения, тональной живописи, передаче пространственной среды. Художник часто создает портреты и жанровые сцены на фоне пейзажа. Эти работы отличаются импрессионистическим подходом, тончайшей нюансировкой желто-зеленых, серовато-розовых, белильных тонов, сбалансированностью композиции и колорита, многослойностью живописной поверхности, выразительным фактурным мазком.

В подобные композиции А.В. Шевченко обычно включает женские и детские фигуры, либо портретные изображения. «Действие его картин почти всегда происходит в естественной среде, что создает ощущение большей реальности изображения. Теперь художник снова обращает внимание на московские окраины, напоминающие ему провинцию с домами, утопающими в зелени сада, с сараями, голубятнями, проходными дворами. Сам Шевченко всю свою жизнь в Москве прожил в таком старом доме. Как вспоминала дочь художника, он часами, расположившись на широком подоконнике, мог наблюдать за тем, что происходит во дворе, на улице. Поэтому такой жизненной достоверностью, личным отношением автора согреты его произведения»[1].

1. Источник: Шалобаева В.Н. О художнике Александре Васильевиче Шевченко // Александр Шевченко. Живопись. Графика. М., 2010. С. 13.

Безмятежная поза стаффажных фигур в данной работе, их естественное существование в окружающем пейзаже, - все направлено на воплощение идеала, ясности и гармонии бытия.

«Шевченко обладал цельным художественным мышлением. У него был свой мир, своя система изображения этого мира. ... Даже прозаическое и неприметное, становясь объектом его искусства, получало поэтическое истолкование. Шевченко умел пробуждать чувство прекрасного, доставлять наслаждение формой, цветом, линией, гармонической завершенностью композиции»[2].

2. Там же.

Состояние художественных материалов данной работы не противоречит концу 1930-х - началу 1940-х годов.

Произведение замечательного художника, яркого представителя русского авангарда начала ХХ века, Александра Васильевича Шевченко «Пастушка» имеет несомненное коллекционное значение.

ШЕВЧЕНКО Александр Васильевич (12 мая 1883 г., Харьков - 28 августа 1948 г. (65 лет), Москва)


А.В. Шевченко. Автопортрет, 1934 год.

Родился в Харькове. Учился в Москве в ЦУТР (1899-1907) у К.А. Коровина, М.А. Врубеля, Н.А. Андреева; в МУЖВЗ (1907-1910) у В.А. Серова. В Париже работал в мастерской Э. Карьерра, учился в Академии Р. Жюльена (1905-1906) у Э. Дине, Ж.-П. Лоранса. Участник выставок с 1903 года. Член обществ «Мир искусства» (1917-1921), «Маковец» (1922-1925), ОМХ, основатель объединения «Цех живописцев» (1926-1930). Посетил Испанию (1906). Преподавал в ГСХМ (1918-1920), ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (с 1920 года), в Украинской АХ (1921), ИНПИИ (с 1930 года), в ЦСХПУ и МТИ (с 1948 года). Профессор. Жил и работал в Москве.

Живописец, график, один из художников-новаторов 1910-х годов, неопримитивист. Создал программу «тектонического примитивизма», основанную на творческом наследии Сезанна и русском народном искусстве. Работал в разнообразных графических техниках. Пейзажист. Писал натюрморты, жанровые сцены. Творческому почерку А.В. Шевченко свойственны монументальность формы и композиции, лапидарность живописного языка, ритмизированная линия.

Источник: «Русские художники XVIII-ХХ веков». Справочник. Автор-составитель: Соловьёв В.Д. Издательство: «ЭКСПЕРТ-КЛУБ». 2005. Стр. 325.